Самооценка передается по наследству

Сама тема статьи может вызвать негодование, однако, нравится нам это или нет, в половине случаев на самооценку влияет неправильное воспитание. В статье рассмотрим причины низкой самооценки: какие убеждения, усвоенные в детстве, отражаются на взрослой личности.

assignment

На тему самооценки есть много взглядов. Рассмотрим мнения двух экспертов – клинического психолога Вероники Степановой и профессора Роберта Энтони, автора книги «Главные секреты абсолютной уверенности в себе».

Итак, в психологии принято выделять две основные причины низкой самооценки:

  • Постоянное сравнение в детстве.
  • Постоянное обесценивание.

В первом случае ребенку навязывают образ другого более успешного человека. Постоянное сравнение приводит к тому, что, повзрослев, человеку трудно избавиться от привычки с кем-то себя сравнивать.

info_outline

Обесценивание проявляется в том, что любые достижения ребенка взрослые считают или «само собой разумеющимся» или «мог бы и лучше».

Причем, во втором случае прививается система поощрения и наказания, из-за которой человек становится зависим от постоянной оценки себя.

Как проявляется низкий уровень самооценки

Если человек во взрослом возрасте осознал, что для него актуальна проблема низкой самооценки, и разобрал причины, то у него получается чувствовать себя счастливее.

Он не сравнивает себя ни с кем, спокойно относится к успехам других людей, не впадает в депрессию из-за чрезмерных ожиданий от самого себя.

info_outline

Однако любой сильный стресс, например, увольнение с работы, развод, проблемы со здоровьем могут вернуть ощущение "я ничто" или "я недостоин".

Находясь в стрессе, человек начинает вспоминать старые установки из серии «я же говорила, что ничего не получится» или «ты не такой умный, как твой брат/отец/Леша».

Другие причины низкой самооценки

По мнению Роберта Энтони существует три самые важные причины низкой самооценки:

  • Пораженческие убеждение, перенятые у родителей.
  • Ложные понятия, приобретенные в школьные годы.
  • Воспитание с акцентом на чувстве вины.

Автор бестселлера «Главные секреты абсолютной уверенности в себе» считает, что низкая самооценка передается «по наследству».

Если родители живут с ощущением собственной неполноценности, их дети чувствуют себя так же и в результате теряют способность справляться с простыми жизненными задачами.

Как формируется негативная самооценка

Примерно до 5 лет мозг ребенка развивается ускоренными темпами, происходит накопление информации, на базе которой формируются модели поведения.

В этот период жизни человек усваивает отношение к жизни родителей. Если оно депрессивное или агрессивное, то он впитывает эту информацию, и именно негатив становится базой для его дальнейшего развития.

info_outline

Зарождается негативная самооценка, когда ребенка начинают критиковать, называют «плохим» из-за определенных действий.

Ребенок не понимает, что он делает что-то неправильно, принимая критику на личный счет и считая себя плохим.

Как уже упоминалось, причин низкой самооценки несколько, и одна из важнейших – это сравнение с другими людьми. Повзрослев, человек сравнивает себя с более успешными сильными, красивыми, талантливыми ровесниками.

Отсутствие признания со стороны родителей – еще ошибка воспитания. Наличие у ребенка своего мнения и взглядов воспринимается взрослыми как возмутительное неуважение.

Между тем, психологи солидарны во мнении, что такое отношение родителей – свидетельство их низкой самооценки.

info_outline

Воспитание на чувстве вины проявляется в том, что родители не смогли жить жизнью, о которой мечтали, и хотят, чтобы ребенок компенсировал им этот пробел.

Человеку буквально навязывают профессию и взгляды, а если он не слушается – обвиняют в том, что на него была потрачена молодость, и что он теперь должен соответствовать родительским ожиданиям.

Итак, мы разобрали важнейшие причины низкой самооценки. Подведем итоги:

  1. Сравнение с другими людьми не в вашу пользу.
  2. Обесценивание, отсутствие признания, запрет на самовыражение.
  3. Низкая самооценка у родителей, их негативное отношение к жизни.
  4. Ложные понятия, приобретенные в школьные годы.
  5. Воспитание с акцентом на чувстве вины.

Что было ранее